У Marvel Studios уже выработалась своего рода традиция — дополнять свои самые большие и пафосные блокбастеры чем-то легкомысленным и весёлым. За «Эрой Альтрона» последовал первый «Человек-муравей», за «Войной бесконечности» — второй, а теперь горечь «Финала»зрителям предлагают смягчить новым приключением Питера Паркера.

И, как ни странно, после эпохального противостояния Мстителей и Таноса романтическая комедия про школьника-Паука действительно заходит на ура, хоть она и не лишена недостатков.

Паучий евротур

Итак, безумный титан побеждён, ситуация в мире вернулась на круги своя, а подвиг Тони Старка увековечен везде, куда ни посмотри. Но в жизни Паркера всё не так уж радостно, ведь в Пауке народ почему-то видит нового Железного человека: силы остались прежними, а вот ответственности прибавилось изрядно.

Сам-то Паучок вообще не горит желанием принимать какую-то там эстафету — ему шестнадцать, он влюблён, да и оплакать наставника толком не успел. Благо школа организует поездку в Европу, где Питер надеется отдохнуть от своей супергеройской рутины и заодно признаться Эм-Джей в своих чувствах.Но, конечно, у судьбы другие планы. По всему миру появляются монстры-элементалы, коих надо срочно остановить, а помочь в этом вызывается загадочный Квентин Бек, он же Мистерио.

Общаться с журналистами так же легко, как Тони, Питер пока не умеет«Возвращение домой» было если не лучшим фильмом про Человека-паука, то, по крайней мере, одним из таковых. Несмотря на несколько устаревших клише, картина выезжала благодаря живым диалогам, удачному вплетению элементов школьной комедии и свежему взгляду на самого персонажа.

Впервые киношники позволили Питеру Паркеру быть именно подростком, с обычными подростковыми радостями и проблемами. Впрочем,  супергеройскую обязательную программу тоже отработали на достойном уровне, и даже со злодеем повезло — спасибо харизме Майкла Китона.Но, как показывает практика, в Паучьей франшизе определяющая — именно вторая часть. У Сэма Рейми она получилась почти шедевральной, у Марка Уэбба — увы, скверной. Творение Джона Уоттса можно поставить где-то между этими двумя крайностями, может, чуть ближе к «Человеку-пауку 2».

Нет, это не Гидромен, хотя отсылка к этому злодею в фильме есть«Вдали от дома» вполне закономерно идёт по стопам предшественницы, пытаясь закрепить её успех, но получается будто бы чересчур. Те элементы, что работали раньше, ныне выкручены на максимум. Зрителям нравилось ворчание Хэппи — теперь он полноценный герой второго плана; кого-то позабавил Нэд — того превратили в ещё большего клоуна. Да и вообще фильм производит впечатление комедии с примесью супергероики, хотя, по идее, должно быть наоборот.

Нет, с юмором всё прекрасно — почти все шутки бьют в цель и стабильно раскалывают зал. Но если их отмести, можно заметить, как топчется на месте развитие самого Человека-паука. В первом фильме Питер учился ответственности, а во втором он… учится ответственности. Опять.

Притом арка персонажа повторяется с минимальными изменениями: раньше Паркер очень хотел быть Мстителем, серьёзно косячил, вздыхал по девушке, огребал от злодея, а потом находил себя. Теперь же он очень не хочет быть Мстителем, серьёзно косячит, огребает… и далее по списку. Понятно, что всё это — незыблемые штампы вековой давности, но в первый раз они меньше бросались в глаза, а вот при повторном использовании уже горят вовсю.

Паркеру так отчаянно недостаёт поддержки, что он готов видеть наставника в любом герое постарше

Паутина любви

Однако у создателей в арсенале есть мощный инструмент, чтобы оттенить недостатки сюжета, — и это, как ни странно, романтика. Любовная линия в фильме выполнена, пожалуй, лучше, чем во всех предыдущих картинах про Паука. Экранная химия между Томом Холландом и Зендаей куда достовернее, чем то, что изображали Эндрю Гарфилд и Эмма Стоун или, тем более, Тоби Магуайр и Кирстен Данст.

Эм-Джей ещё в первой части производила впечатление не просто очередной дамы в беде, но самодостаточного и живого персонажа. Острая на язык, чуть мрачная и невротическая — эдакая Рамона Флауэрс для Паркера-Пилигрима. Но «Вдали от дома» позволяет ей раскрыться полнее и влюбить в себя зрителя так же, как и Питера.А вот с Мистерио всё не так однозначно.

Сам по себе персонаж не особо эффектен, пусть и блестяще сыгран Джейком Джилленхолом. К тому же история его происхождения открывает ну просто гигантские сюжетные дыры. Тем не менее именно на него завязаны все самые смелые сценарные и режиссёрские ходы в фильме: тут вам и метаирония, и постмодернизм, и всё, без чего сегодня делать супергероику не комильфо.

Эм-Джей — главное украшение фильмаДжон Уоттс ещё первым фильмом доказал, что понимает потенциал Паучьих способностей в плане экшена, так что в сиквеле он лишь закрепляет успех. На руку постановщику играет и сеттинг: солнечная Венеция, ночная Прага и Тауэрский мост смотрятся в кадре куда лучше, чем уже порядком затёртый Нью-Йорк. Но самые зрелищные сцены опять достались Мистерио — Уоттс будто бы только и ждал, чтобы заполучить в свои руки мастера иллюзий: эпизоды с его участием заставляют вспомнить лучшие моменты «Доктора Стрэнджа». Жаль только, что их не так уж и много.

И всё же в конечном счёте «Вдали от дома» оставляет приятное впечатление. Да, относительно первой части он ощущается уже не таким свежим, и сравнение с мультфильмом «Через вселенные» будет тоже не в его пользу. По большей части это филлер, промежуточная ступенька в истории Питера Паркера, нужная лишь для того, чтобы запустить цепочку по-настоящему важных событий в дальнейшем.Но фильм отлично развлекает — а чего ещё требовать от летнего блокбастера?